"Амуриада" или "В следующем году надо снова на Байкал."

О том, как я докатился до конных походов, поведаю вам в следующий раз. А сегодня хочу рассказать об Амуре. Амур – это серый конь, вон тот, что на фото.

У обоих в те стародавние времена жизнь менялась: у меня первое путешествие, и сразу на Байкал, у Амура – новый дом, новый табун, новые хозяева. И, если мне не изменяет память, тоже первый визит на "Байгал-далай".

⠀- Поедешь на Амуре, - сказала мне инструктор, - Только ему пока нельзя к табуну, он новенький и ещё отношения выясняет. Езжай с ним чуть в стороне.

Опыт обращения с лошадьми у меня был куцый. Часов шесть на манеже, пара прогулок в поле. Уровень «чтоб не свалился». Однако же несколько часов в сутки наедине делают своё дело. Начал приглядываться, прислушиваться. По неопытности натер себе пальцы до мозолей. Спина и её основание поднывали. Часто ловил себя на том, что сижу скованно и зажато. Чего этой скотине надо и как до него донести, что нужно мне? – думал я.

И сам не заметил, как стал проводить с ним всё свободное время. На стоянке ли, на привале – кручусь рядом, хвоинки из гривы выбираю, яблоки точим пополам, пить ходим. Подруга подначивает : «Влюбился чтоль?». А я чего? Я ничего, я просто присматриваюсь! Научился седлать-рассёдлывать, вести ровно, подходить правильно. Амур тоже начал зыркать с хитрецой: у этого двуногого яблоки!

⠀ Кто был на конной прогулке, знает, что группа идёт цепочкой. Первым идёт инструктор, дальше все лошади одна в круп другой. И даже если идёшь вторым, вид портится лошадиной жопой. А у нас с Амуром идиллия. Отъехали метров на сто от группы, и словно вдвоём в этом мире. Впереди горизонт; по правую руку бесконечный Байкал, по левую – каменистые холмы. Душа поёт, сердце замирает, разговор течёт:
⠀– Мы с тобой, Амурыч, пройдём от края до края.
⠀– Фррррфр, - отвечает конь.
⠀Так пролетела неделя.

А дальше… а дальше как в стихах Васнецова:
⠀ «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя. 
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».

***

Амур, часть 2
⠀– В следующем году надо снова на Байкал, – сказал я своей спутнице, ожидая вылета домой. Замечание о причастности к этому решению Амура я снисходительно пропустил мимо ушей.

⠀И вот долго ли коротко ли, мы снова въезжаем в село Сахюрта. Базарная бухта, за ней открываются виды на Ольхон, Малое море и паромную переправу. Но ни солнечное утро, ни теплый бриз, ни столь желанные виды не отвлекают меня от мыслей о НЁМ.
⠀Небольшая ремарка. Меня сложно назвать обожателем животных или лошадником, и уж тем более я не проецирую человеческие эмоции на четвероногих. Конь есть конь. Со своими конячьими делами в своей конячьей жизни. Но…
⠀Первое, что я спросил  – ГДЕ. АМУР.

⠀А получив ответ, взял припасённые яблоки и прилип к коню. Маршрут, детали, договоры, обед – всё мимо. У меня Амур.
⠀Коняга отъелся, разбегался в степях, всё еще выяснял отношения в табуне, и вообще стал весь такой сурёзный и фыр-фыр-фыр. А я и соринку из гривы уберу, и расчешу-почищу перед седловкой, и как дела спрошу. Мимими одним словом, крыша слетела наглухо.

⠀Верховая езда, как оказалось, тот же велосипед. Раз проехался и не забудешь. Амур пообвыкся за сезон, спокойней реагировал на людей и шум. Еще мне сказали, что теперь с ним можно ехать хвост-в-хвост со всеми. Но это была самая бесполезная информация в мире на тот момент. Как только группа покинула жилые места, мы с Амуром медленно и аккуратно ушли в сторону. И вот теперь – ляпота! Шорох копыт по траве, ветер в волосах, небо до края земли и полторы чудесных недели прямо по курсу.

⠀Однако главное и самое приятное я осознал в первые дни: я уже не зажимался, не цеплялся в гриву и повод при любом маневре. Наслаждался верховой ездой в полной, так сказать, мере. С рысью и галопом. Стиль, конечно, не спортивный, но я не падал с лошади, не отбивал себе зад и…и продолжение следует. В следующий раз расскажу, как я осваивал тонкости конно-верхового быта и вживался в роль кочевника.
А пока моменты:

«...но вода – это вода, и когда остаётся только один источник, тогда на время общего водопоя всякая охота прекращается.» Особенно после перехода по Тажеранской степи под палящим солнцем. Минутка истинного единения: у меня ладони, у тебя копыта, но пить мы хотим одинаково.

Старые обжитые стоянки на пути как гостиницы: здравствуйте, располагайтесь, камин там, дрова под тем деревом, палатки ставить тут. Пятьдесят метров от воды, замечательные виды. Главное не забывать, что вредить и мусорить строго запрещено

Рабочий момент, который я называю «осознанная лень». Пример на фото - впереди гроза (ещё и с градом, как оказалось), но солнцепёк так умаял за переход по степи, что не было даже мысли о том, чтобы достать дождевик. Так и въехали в стену дождя. Потом, конечно, засуетились, начали одеваться, но по большому счету было уже поздно.

(С) my_trailway


Ещё статьи с сайта:

- Долина вулканов. Отчёт о конном путешествии.

- Антихаски или дворняжки в упряжке

- Где закон разрешает строить конюшню